Беспокойные беседы. Береги кость смолоду

Печать
PDF

– Прежде всего стоит напомнить нашим читателям, о каких именно видах травм идет речь и какова статистика по этому виду травматизма среди детей?
Л.Р.: К травмам опорно-двигательного аппарата относятся, во-первых, скелетные травмы – повреждения костей и суставов (соединений), участвующих в опоре и движении человека (кроме костей черепа). Во-вторых, это повреждения мышц, связок, сухожилий и др. Скелетная травма занимает первое место в структуре детской травмы.
Р.К.: В России, к сожалению, показатель детского общего травматизма за последние три года увеличился на 17%, в быту – на 8%, в школе – на 11%.
– Расскажите, пожалуйста, о самых распространенных повреждениях, наиболее опасных ситуациях и их возможной профилактике.
Р.К.: Локализация и частота повреждений определяются несколькими факторами – возрастом, временем года, социальными составляющими и др. Например, в весенне-летнее время у детей чаще наблюдаются переломы костей верхних конечностей, это падения с велосипедов, самокатов, роликов, скейтбордов, «тарзанок» и т.п. В зимний период факторы риска другие – коньки, горные лыжи, гололед, санки, сосульки и т.д., возрастает удельный вес повреждений нижних конечностей.
Отдельно хочется напомнить о дорожно-транспортном травматизме и падениях с большой высоты (кататравма), когда наблюдаются множественные и сочетанные повреждения и страдают несколько органов и систем организма (травма головы, груди, живота, повреждения скелета и различные их сочетания по локализации и тяжести травмы).
Л.Р.: Травмоопасные факторы окружают ребенка повсюду – детские площадки, качели, ледяные и снежные горки, занятия спортом, школьные перемены и т.п. – всего не перечесть. Однако во время организованных занятий спортом травмы бывают значительно реже, чем у детей, предоставленных самим себе, без контроля старших, родителей, преподавателя физкультуры, тренера. Мы понимаем, что у каждых качелей, на каждой хоккейной «коробке», в каждом дворе «надсмотрщика» не поставишь. Поэтому, вероятно, необходимо с младенчества воспитывать и обучать детей вести безопасный образ жизни. И это, на наш взгляд, единственно эффективный и универсальный метод профилактики детского травматизма. Претворить в жизнь подобную программу, снизить частоту и уменьшить тяжесть последствий травмы могут только совместные усилия многих ведомств и организаций, в т.ч. Министерства образования, ГАИ, Госкомспорта, жилищно-коммунальных и других муниципальных служб, родителей и организаций здравоохранения.
– Способствуют ли получению скелетных травм какие-либо особенности строения или развития организма ребенка?
Р.К.: В детском возрасте достаточно редко встречаются врожденные заболевания костей, проявляющиеся в их повышенной ломкости. В подавляющем большинстве у детей с нормальным питанием кости изначально здоровые, а уровень кальция в крови – величина постоянная.
Л.Р.: Отвечая на этот вопрос, хочется сказать о другом. 20-30 лет назад детские спортивные секции были бесплатны и общедоступны, в них занимались практически все здоровые дети. И там кроме общефизической подготовки детей обучали падать. В настоящее время в секции платные, поэтому подавляющее число детей не спортивные, многие с признаками избыточной массы тела, мышечной атрофией и т.д. А это уже группа риска: простое падение может привести к достаточно серьезным последствиям.
– Что нужно и чего не следует делать в случае травмы?
Р.К.: При получении скелетной, как впрочем, и любой другой травмы первая помощь должна заключаться в обезболивании, правильной и надежной фиксации поврежденного сегмента для исключения возможности возникновения даже минимальной дополнительной травмы. Затем пострадавшего необходимо доставить в ближайшее лечебное учреждение. При скелетной травме недопустимо самостоятельное вправление вывиха или перелома. Кстати, среди родителей существует мнение, что вывих – это легкая травма. Однако вывихи достаточно часто сопровождаются неврологическими осложнениями, которые носят стойкий характер и требуют специализированного и длительного лечения.
Л.Р.: Очевидно, что нам всем необходимо в срочном порядке решать вопросы дифференцированного обучения населения оказанию первой медицинской помощи. Ведь не секрет, что самым слабым звеном в системе оказания неотложной медицинской помощи, в том числе и со скелетной травмой, является догоспитальный этап. Особенно если ребенок травмировался не в крупном городе, а в районном центре или деревне. Большие расстояния, неустойчивая оперативная связь, отсутствие условий для транспортировки и экстренной эвакуации пострадавшего – вот неполный перечень факторов, которые влияют на частоту, характер, тяжесть возникающих осложнений. Поэтому важнейшим звеном в системе мер по снижению числа и тяжести медицинских последствий травм является обучение детей безопасному образу жизни и организация обучения населения оказанию скорой травматологической помощи.
Продолжение следует

 

Источник:  журнал "Качество жизни. Профилактика."  № 4 июль-август 2003


www.profilaktika.ru