Беспокойные беседы. Обучение безопасности

Печать
PDF

Это одно из наиболее тяжелых повреждений, лишающее организм опоры, и – при вовлечении в травматический процесс спинного мозга – нарушающее функции внутренних органов и конечностей.
– Как часто подобные травмы случаются у детей?
Л. Р.: Повреждения позвоночника в детском возрасте встречаются значительно реже, чем другая скелетная травма, и составляют по данным наших и зарубежных авторов от 0,3 до 3,5% общего числа госпитализированных детей с травмами. К сожалению, с ростом общего детского травматизма ежегодно увеличивается и число травм позвоночника. Важно отметить, что с увеличением травм позвоночника возрастает и частота тяжелых повреждений спинного мозга, которые часто приводят к инвалидности ребенка, а иногда и к смерти. Не в первый раз в наших беседах приходится говорить, что на сегодняшний день нет ни одной действующей эффективной программы по профилактике детского травматизма, которая бы позволила снизить частоту и тяжесть любых травм, в том числе и повреждений позвоночника.
– А от чего зависят эти самые частота и тяжесть травм?
Р. К.: Вначале немного расскажем о строении позвоночника. Он представляет собой сложное анатомическое образование и состоит из 33–34 позвонков, образующих 5 отделов: шейный, грудной, поясничный, крестцовый и копчиковый. Каждый позвонок состоит из тела, дужек, остистых и поперечных отростков. Между собой позвонки соединяются эластичными дисками, выполняющими роль «амортизаторов», а также мышцами и связками, которые образуют защитный каркас вокруг позвоночного столба и позволяют осуществлять сгибание, разгибание и наклоны в стороны. Располагаясь друг под другом, позвонки формируют позвоночный канал, в котором проходит спинной мозг.
Такое сложное строение позвоночника определяет существующее многообразие травм: ушибы мягких тканей, растяжения мышц и связок, повреждения межпозвоночных дисков, подвывихи и вывихи, различные по локализации и характеру (от компрессионного до многооскольчатого, со смещением и без смещения отломков) переломы позвонков, без или с вовлечением в травматический процесс спинного мозга. В свою очередь, клинические проявления, течение, лечебная тактика и исход травмы во многом определяются повреждением спинного мозга, которые подразделяются на сотрясение, ушиб или размозжение (разрыв) с частичным или полным нарушением проводимости.
Повреждения позвоночника могут возникнуть как от прямого силового воздействия на него, так и от резкого и чрезмерного напряжения мышц этой области в момент т.н. рефлекторного сокращения мышц, когда происходит резкое сгибание и разгибание позвоночного столба.
Травмы шейного отдела позвоночника обычно получают при падении с высоты на голову, в момент кувырка через голову, при резком и внезапном повороте или наклоне головы, при ударе по голове, при подтягивании на турнике «за голову», при нырянии – в случае удара головой о дно водоёма. К наиболее частым повреждениям шейного отдела относят растяжения мышц и связок, подвывихи и вывихи, реже встречаются переломы шейных позвонков.
Травма грудного отдела позвоночника возникает, как правило, при падении на спину или когда сила удара перераспределяется таким образом, что основная ее часть приходится на грудной отдел позвоночника.
К причинам, которые приводят к повреждениям поясничного отдела позвоночника, можно отнести падения с большой высоты, когда ребенок приземляется на прямые ноги или на ягодицы (хотя при этом, кроме поясничного, часто страдают крестцовый и копчиковый отделы позвоночника).
Особо следует отметить, что в последние годы увеличилось количество, а также тяжесть травм позвоночника, полученных детьми в результате дорожно-транспортных происшествий. При этом почти в половине случаев дети являются пассажирами транспортных средств. Нередко у них возникает так называемая хлыстовая травма, когда повреждения возникают в шейном отделе позвоночника от резкого разгибания в результате неожиданного столкновения автомобилей. Крайне тяжелые и сложные травмы позвоночника и спинного мозга бывают у детей при мотоциклетной травме, когда повреждаются несколько отделов, а переломы позвонков, как правило, носят многооскольчатый характер.
– В каком возрасте и при каких обстоятельствах дети чаще всего травмируются?
Л. Р.: Группу риска составляют пострадавшие в возрасте 9–15 лет, на долю которых приходится свыше 65% всех случаев повреждений позвоночника детьми, реже (около 30%) травмируются 4–8-летние, и крайне редко (до 5 %) – дети до 4 лет.
Важно помнить, что травму позвоночника ребенок может получить в любом возрасте и в разных ситуациях. Это может быть и дома, и в школе – на уроке физкультуры при неосторожном выполнении упражнения на снаряде или на перемене при падении с лестницы спиной назад. Случается подобное также во время катания на санках или роликах, прыжков на лыжах с трамплина, падения с лошади или велосипеда, при прямом и сильном ударе в спину во время драки или при дорожно-транспортном происшествии (в момент резкого торможения и столкновения машин). Привести к травме могут и падение на спину тяжелого предмета, прыжки в воду вниз головой (особенно ныряние в мелкий водоем). Повреждения можно получить даже во время одевания при резком движении головы, маленькие дети травмируются и при резком испуге, и при неправильном, грубом массаже, и т. д.
Занятия экстремальными видами спорта, часто без должной подготовки, способствуют не просто увеличению числа травмированных с повреждением позвоночника, но и возрастанию удельного веса пострадавших с тяжелой и осложненной (с повреждением спинного мозга) травмой. Так, при езде на велосипеде, мопеде, мотоцикле или роликах подростки не используют различные защитные средства (наколенники, налокотники, защитные шлемы), выполняют различные акробатические элементы на велосипеде, роликах, скейтборде, не задумываясь о последствиях.
– Как отличить травму позвоночника и правильно оказать ребенку первую помощь, при этом не навредив ему?
Р. К.: Действительно, для того чтобы помощь была эффективной, необходимо не только знать, как это делать, но и своевременно выявить или хотя бы заподозрить травму позвоночника. Наиболее частым признаком является боль, которая локализуется на уровне поврежденного позвонка и усиливается при пальпации (ощупывании) или движении.
При травме шейного отдела позвоночника часто отмечается вынужденное (неестественное) положение головы: она повернута или наклонена в сторону, для уменьшения болевого синдрома плечо на стороне повреждения приподнято кверху.
При травме грудного отдела позвоночника может отмечаться кратковременная (до 10–15 сек) остановка дыхания.
При одновременном повреждении позвоночника и спинного мозга может наблюдаться чувство жжения, ощущение в конечностях тяжести или онемение, ослабление или полное отсутствие движения.
Оказывая первую помощь, очень важно прекратить дальнейшее действие травмирующего (повреждающего) фактора.
При подозрении на не осложненную травму позвоночника правила оказания первой помощи кажутся несложными, однако для предотвращения возможных повреждений спинного мозга требуется четкое их исполнение. Пострадавший должен быть правильно уложен на твердую плоскость (щит), с надежной фиксацией головы при помощи специальных изделий (воротник Шанца) или других подручных средств (например, ватно-марлевых подушек). Под поясничный и шейный отделы позвоночника необходимо подложить валики.
Если ребенок находится в бессознательном состоянии, его необходимо уложить на живот, для профилактики удушения запавшим языком или рвотными массами нужно подложить валики под лоб и плечи, обеспечить срочную доставку пострадавшего в стационар, при этом постоянно контролируя пульс и дыхание.
Если сознание травмированного не нарушено (сохранено) и его положение не угрожает здоровью, то по возможности следует сохранить эту позу и не менять ее до прибытия врача.
Если же ребенок находится без сознания, нуждается в проведении реанимационных мероприятий и его необходимо перевернуть на спину, надо удерживать голову, туловище и ноги вдоль прямой линии и (с помощью нескольких людей) перевернуть его. Ту же технику переворачивания пострадавшего следует использовать при укладывании на носилки или деревянный щит.
Всегда надо помнить, что неправильное оказание первой помощи при травме позвоночника из-за повреждения или сдавления спинного мозга костными фрагментами может привести к такому тяжелому осложнению, как паралич конечностей (отсутствие в них движений и чувствительности).
Категорически запрещается пострадавшего (с подозрением на любую травму позвоночника любой локализации) поднимать за руки и за ноги, сажать и тем более ставить на ноги.
– Расскажите, пожалуйста, об основных направлениях профилактики травмы позвоночника у детей.
Л. Р.: В вопросах профилактики травмы позвоночника, как мы уже отмечали в наших предыдущих беседах, важное место должно отводиться обучению детей безопасному образу жизни.
Родителям и педагогам нужно научить ребенка правильно оценивать, понимать и не допускать развития ситуаций, которые могут привести к травме, тем более к повреждению позвоночника. Для этого очень важно проводить ситуационные разборы наиболее характерных причин и обстоятельств возникновения травмы.
В спортшколах и на занятиях в спортивных секциях, чтобы избежать ненужных травм, необходимо научить детей правильно группироваться при падении со спортивного снаряда, велосипеда, лошади и т.п.
Если родители решили купить своему ребенку ролики или велосипед (мопед), то необходимо сразу приобрести и защитные средства (шлем, наколенники, налокотники).
Строгое и неукоснительное соблюдение правил нахождения детей в салоне машины (дети располагаются только на заднем сидении, пристегиваются ремнями безопасности, на спинках сидений должны быть подголовники, для малышей используются специальные детские кресла) позволит значительно снизить частоту и тяжесть травмы позвоночника. Недопустимо нахождение ребенка на переднем сидении. Непонимание и особую тревогу вызывают ситуации, когда родители едут на переднем сидении с маленькими (грудными) детьми на руках!
Важно помнить и знать, что соблюдение правил дорожного движения, адекватная и реальная оценка непредвиденных ситуаций на дороге позволяют снизить риск получения тяжелой травмы позвоночника. Незнание детьми правил движения не является для них оправдательным фактом, скорее, это упрек родителям
Важным этапом в профилактике у детей посттравматических осложнений, в частности при травме позвоночника, является дифференцированное обучение оказанию первой медицинской помощи их родителей и учителей, водителей транспортных средств и курсантов автошкол, инспекторов дорожно-патрульной службы, пожарных и т.д.

 

Источник:  журнал "Качество жизни. Профилактика."   № 6 ноябрь-декабрь  2003


www.profilaktika.ru